Владимирская обл., г. Муром,
ул. Юбилейная, д. 56, оф. 1001
Адрес офиса
Владимирская обл., г. Муром,
Меленковское шоссе, д. 23В
Адрес склада
г. Домодедово, м-н Белые Столбы,
ул. Авенариуса, дом 7, строение 1.
Адрес в Москве
Более 70% игроков российской транспортно-логистической отрасли работают по серым схемам
Вычитание конкурентов
Неофициально зарплата водителей растет. Она, если верить рейтинговым агентствам, уже приближается к показателю в 150 тыс. руб. Согласно данным Росстата среднемесячная заработная плата одного работника в категории «деятельность сухопутного транспорта» (ОКВЭД 49) – 77,5 тыс. руб. в 2023 году. Однако, по словам финансового директора ПЭК Романа Ромашевского, официально выплачивают сотрудникам только МРОТ, то есть чуть больше 19 тыс. руб.
«А оставшаяся часть заработной платы остается вне правового поля», – говорит он.
И так, неофициально и в нарушении закона работают более 70% игроков российской транспортно-логистической отрасли. Участники рынка заявляют, что конкуренты, работающие по серым схемам, демпингуют ставки на перевозку грузов за счет оптимизации налогов и сборов. Согласно статистике от МВД, в России зарегистрировано более 6,7 млн грузовых автомобилей. Машины принадлежат 300 тыс. собственникам – юридическим и физическим лицам, подсчитали в «АвтоГрузЭкс». Между тем в категории «деятельность грузового автомобильного транспорта и услуги по перевозкам» зарегистрировано только 66,6 тыс. юрлиц, данные Rusprofile. Итого, сообщают аналитики «АвтоГрузЭкс, не более 30% игроков отрасли играют «по правилам».
«Большинство перевозчиков до сих пор работают в отрасли неофициально, что приводит к повышению аварийности на транспорте, повреждению и утрате грузов», – отметил президент «АвтоГрузЭкс», заместитель директора компании ПЭК Вадим Филатов.
Одним из целевых показателей надежности транспортных компаний называют уровень средней зарплаты. Ее необходимо рассчитывать как соотношение ФОТ к среднесписочной численности сотрудников, подчеркивают аналитики.
Зарплатная математика
Участники рынка рекомендуют грузовладельцам, прежде чем отдавать груз перевозчику, изучить целевые показатели надежности транспортных компаний. Один из них – уровень средней начисленной заработной платы, который рассчитывается как соотношение ФОТ к среднесписочной численности сотрудников. Есть альтернатива – при оценке отталкиваться от медианной зарплаты в отрасли, говорит Р. Ромашевский.
«Данный показатель может быть более репрезентативным: если средняя зарплата рассчитывается как соотношение совокупного размера оплаты труда к количеству сотрудников, то медианная – на основе оценки наиболее высокого и низкого уровня оплаты труда», – добавил он.
По данным «АвтоГрузЭкс», на втором месте среди самых востребованных моделей оптимизации – уход компаний от уплаты налогов на добавленную стоимость. В обзоре сообщается, что для этого часто используется так называемая «топливная схема», при которой транспортная компания часть оплаты своим субподрядчикам, небольшим перевозчикам на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте, проводит не денежными средствами, а горючим. В документах эта сделка не отражается – компания-наниматель декларирует, что топливо она израсходовала самостоятельно, за счет чего не только получает вычет по НДС, но и снижает размер оплаты за услуги субподрядчиков.
Есть еще один вариант ухода, сообщается в обзоре, – приобретение «бумажного» НДС, когда компания якобы оплачивает услуги/товары «контрагентов», однако на практике ничего не приобретает. Это позволяет недобросовестным игрокам искусственно увеличить свои расходы, а значит, уменьшить сумму НДС и налога на прибыль к уплате в бюджет, рассказывает Екатерина Роганова, исполнительный директор Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО».
«Поэтому важно, чтобы одним из показателей надежности перевозчиков стала доля облагаемых НДС расходов относительно выручки, который позволит оценить объем возмещенных компанией налогов», – комментирует она.
Оптимизация часто связана не только со стремлением компаний сэкономить, но и с нехваткой навыков для корректного расчета НДС, парирует Динар Хабибуллин, основатель и генеральный директор DIZI Group.
«Поэтому одновременно с запуском мер для повышения прозрачности отрасли важно настроить информирование и обучение компаний оформлению сопроводительных документов, а также расчетам налоговых ставок», – заключает он.
Деление белых от серых
Ключевой показатель надежности компаний – численность сотрудников относительно автопарка, которая рассчитывается как соотношение работников к количеству транспортных средств во владении.
«Важно, чтобы данные о среднем уровне заработной платы, доле облагаемых НДС расходов относительно выручки, а также численности сотрудников относительно транспортных средств во владении были размещены в открытом доступе на единой платформе, а также регулярно обновлялись», – резюмирует В. Филатов.
«АвтоГрузЭкс» совместно с ФНС России и Ассоциацией добросовестных налогоплательщиков «РАДО» договорились о создании рабочей группы для подготовки и утверждения единой системы показателей целевой налоговой нагрузки. С помощью нее бизнес в режиме реального времени сможет отслеживать информацию о своих контрагентах и выбирать надежных перевозчиков, а значит – предотвратить риск вовлечения себя в схемы уклонения от уплаты налогов и страховых взносов.