Владимирская обл., г. Муром,
ул. Юбилейная, д. 56, оф. 1001
Адрес офиса
Владимирская обл., г. Муром,
Меленковское шоссе, д. 23В
Адрес склада
г. Домодедово, м-н Белые Столбы,
ул. Авенариуса, дом 7, строение 1.
Адрес в Москве
Какое страхование выбрать: грузов или ответственности перевозчика?
Какое страхование выбрать: грузов или ответственности перевозчика?
Страхование грузоперевозок направлено на минимизацию, с одной стороны, физического, а с другой стороны, своего рода, репутационного аспекта.
Большая разница
· Страхование грузов
· Страхование ответственности перевозчика/экспедитора
«Между этими покрытиями есть как пересекающиеся риски, которые будут покрыты и по одному, и по другому договору, так и существенные отличия, которые делают приобретение обоих договоров целесообразным», – поясняет Илья Осиновский, руководитель направления корпоративного страхования консалтингового бюро Aim Partners.
Так, страхование грузов позволяет закрыть риски повреждения перевозимых товаров по независящим от перевозчика причинам, за которые он не несет ответственности перед клиентом.
Иными словами, страхование грузов защищает непосредственно сам груз от различных рисков:
· повреждение груза, порча груза;
· кража, хищение;
· форс-мажор – стихийные бедствия, природные катаклизмы;
· неправильная погрузка/упаковка;
· аварии и повреждения при ДТП и прочие.
В то время как договор страхования ответственности позволяет защитить перевозчика в случае предъявления претензии со стороны клиента не только на стоимость поврежденного груза, но и на связанные с таким повреждением финансовые убытки. Кроме того, страхование ответственности позволяет защитить перевозчика от штрафных санкций и претензий со стороны клиента при задержках в поставке.
Резюмируя – страхование ответственности перевозчика защищает перевозчика от финансовых претензий третьих лиц, касающихся:
· ответственности за сохранность груза;
· нарушения договора перевозки груза или отдельных его условий;
· ответственности за вред, причиненный перевозимым грузом/контейнером жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц;
· экологического ущерба;
· ошибки в документации и прочих.
По словам И. Осиновского, от года к году компания видит увеличение спроса именно на опцию страхования ответственности перевозчика. Это свидетельствует о том, что те чаще задумываются над тем, как защитить финансовое положение своей компании и репутацию на рынке.
Как получить страховую выплату?
Несмотря на такие различия в покрытии, процесс урегулирования страховых случаев выстроен достаточно схожим образом, как по одному, так и по другому договору страхования. Его можно разбить на несколько основных этапов:
· Обнаружение убытка и уведомление всех вовлеченных сторон, включая СК.
· Фиксирование первичной информации по убытку и при необходимости вызов соответствующих компетентных органов.
· В зависимости от условий договора страхования и размера убытка, может потребоваться вызов на место происшествия независимого эксперта, согласованного СК.
· Согласование с СК конечного перечня документов по данному убытку и сбор данных документов.
· Урегулирование с СК размера страховой выплаты.
«Отдельно хочу отметить, что сам перечень документов, требуемых для урегулирования, в первую очередь зависит от характера убытка (хищение, мошенничество, природные катастрофы, нарушение температурного режима и пр.) нежели от того, где такой убыток произошел. Аналогичный подход идет и в вопросе того, кто несет ответственность за убыток – важно, что произошло, а не где это произошло».
Международные перевозки
Например, несмотря на некоторое снижение контейнерного импорта из Китая, перевозки между Россией и Поднебесной с конечной точкой в обоих государствах остаются востребованными, и в эти перевозки вовлекается все больше участников рынка грузоперевозок. Отсюда, логично, идет и рост потребности в страховании грузоперевозок, как со стороны российских грузополучателей, грузоотправителей и перевозчиков, так и со стороны китайских компаний.
«При прочих равных наиболее эффективным способом доставки грузов из Китая в западную часть России и обратно является ж/д сообщение. Однако на текущий момент мы наблюдаем высокую загруженность данного направления, что не позволяет существенному количеству клиентов организовать доставку в требуемые сроки. Соответственно, большая часть грузопотока перешла на доставку автотранспортом и в некоторых случаях – на авиаперевозки», – отмечает И. Осиновский.
Порядок страхования международных перевозок для любого вида транспорта, в общем, схож и задачей, как и по остальным направлениям, является подбор надежной СК и подбор страхового продукта, который будет работать в соответствии с ожиданиями страхователя.
Для тех, кто любит эксперименты
По словам эксперта Aim Partners, российский перевозчик может застраховаться у китайской СК и наоборот. Однако на практике объём таких контрактов крайне невелик. Причиной является сразу несколько факторов, которые и мотивируют компании возмещать свои риски в той же стране, где зарегистрирована их организация.
1. Применяемая юрисдикция и законодательство. Китайские страховщики за крайне редким исключением применяют в своих договорах страхования юрисдикцию и законодательство Китая. Само по себе это не является проблемой, однако требует от страхователей глубокого и детального погружения в законодательство Китая.
2. Язык документов. При заключении договора с китайскими страховщиками, безусловно, можно подготовить двуязычный договор страхования (на русском и китайском языках). Однако превалирующим языком будет именно китайский язык, как в договоре, так и во всех сопутствующих документах. Соответственно, для абсолютно всех документов требуется независимый перевод китайской части документа, чтобы исключить риски нестыковки.
3. Проведение платежей. Несмотря на значительное улучшение в данной сфере, частично все еще сохраняется проблематика в проведении платежей страховой премии и возмещения.
При этом российский рынок страхования при отсутствии описанной выше проблематики может предложить крайне широкий объем страховой защиты и конкурентные ставки страховой премии в сравнении с тем, что могут предложить китайские СК.
«Однако хочу отдельно отметить, что указанное выше справедливо не для коробочных или готовых решений, которые предлагают СК, а при разработке индивидуального договора под конкретные потребности и особенности перевозчика или грузоотправителя, или грузополучателя», – добавил И. Осиновский.
Подробнее страховые тарифы двух стран мы сравнивали в статье октябрьского выпуска РЖД-Партнера № 19–20 (551–552).