+7 (499) 70-44-377 +7 (49234) 333-78 +7 (910) 778-23-77 с 8:00 до 19:00

tm377@mail.ru

Владимирская обл., г. Муром,
ул. Юбилейная, д. 56, оф. 1001 Адрес офиса

Владимирская обл., г. Муром,
Меленковское шоссе, д. 23В Адрес склада

г. Домодедово, м-н Белые Столбы,
ул. Авенариуса, дом 7, строение 1. Адрес в Москве

Невыгодная конкуренция с Китаем: производство контейнеров в России пока сложно и локально

Невыгодная конкуренция с Китаем: производство контейнеров в России пока сложно и локально
Невыгодная конкуренция с Китаем: производство контейнеров в России пока сложно и локально
Локально и дефицитно На сегодня в России ежегодно выпускают около 10 тыс. контейнеров, а эксплуатируется около 800 тыс. ед. В целом рынок производства контейнеров в России является локальным: производятся в настоящее время преимущественно полувагоны, и до недавнего времени ставка делалась на инновационные. 95% используемых в мире контейнеров – китайские. И конкурировать с китайскими производителями отечественным сложно по ряду объективных причин, главная из которых – высокая себестоимость российской продукции. Китай уже давно является главным игроком на контейнерном рынке и предлагает клиентам выгодные условия продажи. «Среди факторов, которые позволяют китайским производителям удерживать более низкую стоимость контейнеров, – субсидии на металл, дешевизна сырья, электроэнергии и рабочей силы. У наших предприятий пока таких преимуществ нет, равно как нет и подобных производственных мощностей», – рассказывают в пресс-службе АО «РЖД Логистика». Весной 2022-го появилась острая проблема дефицита контейнеров. Иностранные морские линии начали срочно вывозить свои контейнеры. Их количество, по разным подсчетам, составило от 30 до 40% от общего числа всех контейнеров на российском рынке. И, как отмечают эксперты, отечественное производство оказалось не готовым к подобному повороту событий. С начала весны 2022-го до сегодняшнего дня объемы выпуска не сильно выросли. В то же время проблема дефицита контейнеров решается. Но это решение основано на замещении контейнеров ушедших линий азиатскими, говорят в компании MTL Group. Все новые контейнеры появляются с китайских заводов, в 2021 году и первой половине 2022-го они работали с загрузкой в три смены. Китайские контейнеры находятся в более выгодных условиях: субсидии и скидки на сырье, электроэнергию, отмена 10%-ной ввозной пошлины. Условия поддержки российских и китайских поставщиков различаются настолько сильно, что выравнять цены между собственными и иностранными контейнерами не представляется возможным. Невыгодная конкуренция Как отмечают и участники, и эксперты рынка, развитие отечественного производства контейнеров – необходимая для него мера. По прогнозам, в ближайшей перспективе дефицит контейнеров на рынке полностью не исчезнет, поэтому субсидии и развитие собственного производства являются важным шагом для стабилизации данного сегмента. На текущий момент в России есть только один крупный производитель –«РМ Рейл Абаканвагонмаш», где есть возможность производить как универсальные, так и специализированные контейнеры. Как добавляет заместитель генерального директора по сбыту «РМ Рейл» Александр Куликов, несмотря на то, что мощности завода позволяют в полной мере закрыть спрос как минимум в сегменте 20-футовых универсальных контейнеров, основной их объем по-прежнему закупается в КНР. «Возможности завода по снижению цены в настоящее время ограничены высокой стоимостью металла и комплектующих – в себестоимости контейнера данные затраты составляют более 75%. Поэтому даже с учетом высокого спроса на контейнеры в России у нас есть объективные сложности с реализацией продукции», – рассуждает А. Куликов. Как добавляет директор по продажам логистической компании «РТСБ-Рус» Евгений Барков, главный вопрос при обсуждении темы: а нужно ли в принципе пытаться налаживать глобальное производство и субсидирование контейнеров в России, и если да, то зачем (так как на его формирование уйдут многие годы)? «Операторам гораздо проще закупить контейнеры в Поднебесной – очередей на обычные контейнеры нет, а поставки производятся за месяц-полтора. Кроме того, с учетом геополитики вряд ли кто-то будет заказывать российские контейнеры, кроме внутренних клиентов, что, безусловно, станет препятствием к формированию большого рынка», – говорит Е. Барков. Массовые субсидии не работают По данным ОАО «РЖД», в январе – декабре прошлого года по сети во внутреннем сообщении перевезено более 2,5 млн TEU (+3,1%). Во всех видах сообщения, включая экспорт, импорт и транзит, за это же время отправили свыше 4,2 млн TEU (+3,2%). Лидерами по динамике перевозок в контейнерах за этот период стали удоб­рения (рост в 2,5 раза), строительные грузы (+20,2%), зерно (+64,4%) и рыбная продукция (+33,3%). Эти показатели активно растут, но насколько действительно экономически выгодно производство контейнеров в России в целом – с учетом субсидий, которые получают китайские производители? С одной стороны, любое производство в стране полезно для экономики – это прежде всего рабочие места и независимость от импортных производителей. С другой стороны, как отмечает начальник отдела контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК» Станислав Пучков, у Китая очень большой объем экспорта продукции по многим международным направлениям, и покупать там контейнеры в настоящий момент выгоднее. Во-первых, как уже было сказано, из-за их низкой себестоимости. Во-вторых, такой контейнер намного быстрее окупается – и импортер начинает использовать его сразу, зарабатывая на этом деньги. Для того чтобы отечественные производители смогли хотя бы частично перекрыть зависимость от китайских контейнеров, нужно задействовать различные механизмы – от планомерной работы над себестоимостью до государственной поддержки. Необходимо вернуть таможенные пошлины, снизить субсидии и скидки иностранным производителям и субсидировать российские производства, начать регулировать цены на сырье внутри РФ. По мнению ЕСП, массово субсидировать производство контейнеров в России – нерабочая идея. Потому что мы будем конкурировать в неравных условиях с мировыми производителями. «Контейнер – это тара, а не подвижной состав, он тяготеет именно к погрузке. Поэтому нам в первую очередь необходимо развивать рынок грузовой базы, чтобы мы как можно больше производили. Будет грузовая база – будет развиваться и рынок производства контейнеров. Субсидии могут быть рассмотрены в комплексе с мерами, например, по поддержке металлургов, но не по поддержке производителей контейнеров», – говорит С. Авсейков. Подробнее читайте в свежем выпуске журнала «РЖД-Партнер». 

<< Новости компании ООО ТехМет

Вверх
ООО "ТехМет"
ул. Юбилейная, д. 56, оф. 1001 602263 г. Муром, Владимирская обл,
+7 (49234) 333-78, +7 (49234) 218-67, +7 (910) 778-23-77, tm377@mail.ru