Владимирская обл., г. Муром,
ул. Юбилейная, д. 56, оф. 1001
Адрес офиса
Владимирская обл., г. Муром,
Меленковское шоссе, д. 23В
Адрес склада
г. Домодедово, м-н Белые Столбы,
ул. Авенариуса, дом 7, строение 1.
Адрес в Москве
Полная стоимость ВСМ Москва – Петербург – более 2,3 трлн руб. Но даже эта сумма не гарантирует полное импортозамещение
Деньги
Обычно концессии подобного рода финансируются государством, так начал завтрак Александр Ведяхин, первый зампред правления ПАО «Сбербанк».
«Но в данном случае все наоборот: 75% – это не государственные средства. Более того, ту часть, что предоставляет государство, вернут в полном объеме. То есть мы сейчас говорим о крупнейшем инфраструктурном проекте России, его полный объем финансирования – 2,349 трлн руб.», – сказал А. Ведяхин.
Сообщается, что 329 млрд предоставят совместно регионы, владелец железнодорожной инфраструктуры и грузоотправители. Доля регионов – 221 млрд, РЖД – 89 млрд, грузоотправители выделят еще 19 млрд. ВСМ на 70% увеличит провозные способности Октябрьской железной дороги, подсчитал А. Ведяхин. А замена «Сапсанов», которая стартует к 2030 году, снизит нагрузку на парк авиасудов.
«По международному опыту мы видим, пассажирский трафик забирают высокоскоростные поезда. И плюсом трафик прирастет примерно на 8 млн пассажиров ежегодно», – сказал А. Ведяхин.
Высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург откроется 1 апреля 2028 года. Первые составы планировалось поставить в начале 2028 года. Впрочем, участники встречи заявили, что даже у Китая первое время на сети работал подвижной состав иностранного производства.
Подвижной состав
ВСМ – это транспорт, который отвечает запросам времени, он обеспечит мобильность населения, внутренний туризм и повысит безопасность, заявил Роман Старовойт, министр транспорта России. Он выведет Россию в перечень лидеров транспортной отрасли.
«Когда проект реализуется, то Россия войдет в элитарный клуб государств, где реализовано высокоскоростное движение. И это только начало. Мы этот опыт масштабируем на другие направления, юга, и будем двигаться на восток», – продолжил Старовойт.
Протяженность – 679 км, время в пути с одной остановкой – 2 часа 15 минут. Поезд будет развивать скорость до 400 км/ч. Александр Ведяхин подчеркнул, перед разработчиками поставлена задача сделать так, чтобы поезд не взлетел, ведь самолет перед взлетом развивает скорость в 250–300 км/час, а скорость движения высокоскоростного поезда – 400 км/час. Поезд пока проектируют и разрабатывают. Известно, его будут производить в Свердловской области. Это – не спонтанное решение, здесь уже производят современный железнодорожный транспорт следующего технологического класса, сказал Дмитрий Пумпянский, президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей.
«Чтобы реализовать задачу по разработке подвижного состава для ВСМ, несколько цифр: необходимо разработать более 30 тыс. узлов, деталей, компонентов. Из них критичных, которые надо разрабатывать вновь, – 1,4 тыс., и из них 1,2 тыс. в стране никогда не производились. И вот сегодня эта цепочка налажена», – сказал он.
Разработчики говорят о тесных контактах с инженерами из дружественных стран. В частности, с партнерами из Китая. Однако Китай в первые пять лет эксплуатации ВСМ закупал поезда за рубежом. Россия намерена пойти по другому пути.
«Нам есть чему поучиться у Китая, у нас есть возможность инвестировать в собственные разработки и в собственные технологии. Мы переходим на новый технологический уровень. Говорил с производителем, для поезда ВСМ нужны новые стандарты для обработки поверхности, а эти поверхности для высокоскоростных поездов в России пока даже не производят. Это один из вызовов, которые ставятся перед производителем», – сказал Евгений Дитрих, генеральный директор АО «ГТЛК».
На высоких скоростях – совершенно другие процессы происходят, добавил он. Выступающие подтверждают: поезд для ВСМ России даже в проекте не удалось сделать полностью импортозамещенным. Пока, заявлено, высокоскоростной подвижной состав на 15–20% состоит из импортных составляющих. Однако, со слов Пумпянского, этот разрыв может быть преодолен, в разработку поезда вовлечено около 300 предприятий, порядка 40 из которых расположены в Свердловской области. В их числе предприятия, которые будут разрабатывать, строить и поставлять комплектующие для строительства верхнего строения пути, а также электронику, автоматику и систему управления.
«Действительно с нуля, за два-три года, технологически новую платформу создать невозможно», – резюмировал он.