Владимирская обл., г. Муром,
ул. Юбилейная, д. 56, оф. 1001
Адрес офиса
Владимирская обл., г. Муром,
Меленковское шоссе, д. 23В
Адрес склада
г. Домодедово, м-н Белые Столбы,
ул. Авенариуса, дом 7, строение 1.
Адрес в Москве
Весенняя аномалия: апрель сильно остудил погрузку на РЖД
Весенняя аномалия: апрель сильно остудил погрузку на РЖД
Достигнутый в апреле 2025 года результат хуже ожиданий на середину весны. И ниже результата ковидного 2020 года и сопоставим с уровнем провального для российской экономики апреля 2009 года, когда ВВП РФ упал к аналогичному периоду 2008 года на 10,5%.
В официальном канале ОАО «РЖД» объяснили, что основные потери в объемах связаны со снижением внутрироссийских перевозок строительных грузов, каменного угля, черных металлов и лома из-за сокращения спроса со стороны потребляющих данную продукцию отраслей экономики.
А на экспорт – все в порядке: по ключевому восточному направлению отмечена положительная динамика экспорта (+4,1%). Рост обеспечен преимущественно экспортом неугольных грузов (+7,5%), в том числе железной руды (+22,3%), удобрений (+64,1%), а также прочих грузов высокого передела, перевозимых в контейнерах (+12,1%).
Что не так с российской экономикой?
Разъяснения железнодорожного перевозчика не вполне стыкуются с основными трендами в российской экономике. По данным исследования S&P Global, индекс PMI обрабатывающих отраслей России в апреле 2025 года составил 49,3 п., что на 1,1 п. п. выше мартовского значения. Иными словами, индекс внутреннего производства приближается к 50 п. – т. е. к планке, которая указывает на рост деловой активности.
Тогда как Минэкономразвития РФ прогнозирует снижение экспорта в 2025 году до $410,6 млрд (-5,4% к 2024 году). Причем это не считается чем-то критическим, поскольку сохраняется положительное сальдо с импортом, который в 2025 году может составить $323,8 млрд (+8,1% соответственно).
Тем не менее с 2025 года планируется запустить обновленный нацпроект «Международная кооперация и экспорт», основная цель которого – увеличение несырьевого неэнергетического экспорта и поставок сельхозпродукции. При этом подчеркивается, что в 2025 году логистика экспорта продолжит трансформироваться.
Отсюда следует, что ожидается рост производства внутри РФ на фоне снижения экспорта. Однако оперативная железнодорожная статистика свидетельствует о каком-то ином направлении развития: внутри РФ – спад по всем ключевым позициям. И экономику выручает вроде как только экспорт на восток. Указанный парадокс требует дополнительных исследований.
Противоречивая нефтянка
И. о. начальника Центральной энергетической таможни Алексей Зуев в рамках заседания консультативного совета при ЦЭТ отметил стабильность экспорта энергоносителей в условиях санкционных действий недружественных стран. При этом и. о. первого заместителя начальника таможни Сергей Бирюков уточнил, что имеются технические сбои информационных систем между ОАО «РЖД» и ФТС России. Проблемы решаются.
Что касается погрузки нефти и нефтепродуктов на РЖД, то в апреле она снизилась на 6%. Причем виноват в этом не столько экспорт, сколько сбои на внутренних маршрутах. Из-за логистики поставок, по данным участников рынка, в апреле средние розничные цены на бензин повысились на 6 коп. – до 59,6 руб. за литр.
По оценке Минэнерго, спрос на бензин и дизель в России растет. Стало быть, данные виды топлива все чаще переключаются на автотранспорт, так как сетевые схемы перевозок нефтепродуктов, продвигаемые на РЖД, не способствуют перевозкам топлива внутри РФ. Они ограничивают перемещения порожних цистерн и создают сложности с их очисткой и пропаркой, сообщил представитель НПЗ.
Угольный спад
Погрузка угля в апреле снизилась на 7%. И это происходит на фоне того, что, по данным представителя Минэнерго РФ, антикризисная программа отрасли находится «в высокой степени готовности».
Нюанс в том, что на РЖД поддержки угольщиков не предусмотрено. Наоборот, угольные предприятия снижают добычу, поскольку склады затоварены и продукцию не вывезти. Иными словами, угольщики добывают теперь столько, сколько способна пропустить железнодорожная сеть.
Сказывается, правда, и неблагоприятная конъюнктура для экспорта: по прогнозу экспертов, в 2025 году цены на уголь в Азии останутся на низком уровне, что будет сдерживать его экспорт из РФ.
В такой ситуации для российских экспортеров переход на инновационные вагоны привел к увеличению затрат на логистику. Напомним, что с II квартала текущего года угольщики Кузбасса вынуждены использовать полувагоны емкостью 75 т вместо типовых с емкостью 69 т. А это на фоне мировых цен на уголь привело к дополнительным убыткам.
Причем не столько из-за ставок операторов, сколько из-за дополнительных расходов с подсылом порожних полувагонов с нагрузкой на ось 25 тс: на их перемещения в апреле были усилены ограничения в дополнения ко всем ранее действующим логконтролям и конвенциям. Если же грузить в обычные полувагоны, то квоты на уголь на РЖД уменьшаются пропорционально вместимости парка.
Провальные номенклатуры
Тренды, связанные с перевозками стройгрузов и черных металлов, остались прежними. Их погрузка в апреле упала соответственно на 16 и 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 24% уменьшилась погрузка и промсырья.
Своего рода антирекорда достиг спад в погрузке зерна: снижение в 1,4 раза. Основной причиной снижения объемов экспорта является ухудшение конкурентоспособности российской пшеницы на международных рынках из-за высоких затрат на производство и логистику – прежде всего, железнодорожную, уточнили участники рынка.
В частности, на РЖД в сторону Новороссийска в апреле действовали конвенции, умноженные на сложности с подачей порожних вагонов под погрузку у клиентов. В итоге стивидоры в порту Новороссийск, по оценкам аналитической системы агроэкспорта Logistic OS, в апреле 2025 года отгрузили в 1,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Тревожный сигнал подала погрузка остальных грузов, в том числе грузов в контейнерах – по этой позиции снижение в апреле на 5%. Это означает, что рост контейнеропотоков на востоке не смог компенсировать падение палетированных, сборных и контейнерных отправок на других направлениях.
Спад по всем указанным номенклатурам имеет отчасти объективные причины. Но они не могли вызвать столь катастрофическое падение погрузки на РЖД. По словам респондентов среди грузоотправителей, многие компании в апреле стали планировать свое производство исходя из пропускных способностей РЖД и возможностей переключения логистики на автотранспорт. Причина – новые виды ограничений на РЖД.
На таком фоне прогнозы выглядят неутешительными: при сохранении выбранной стратегии перевозчиком погрузка и в мае останется в отрицательной зоне – на уровне не менее -7%.