Владимирская обл., г. Муром,
ул. Юбилейная, д. 56, оф. 1001
Адрес офиса
Владимирская обл., г. Муром,
Меленковское шоссе, д. 23В
Адрес склада
г. Домодедово, м-н Белые Столбы,
ул. Авенариуса, дом 7, строение 1.
Адрес в Москве
Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!
Ставки операторов по версии журнала РЖД-Партнер
РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты.
Базовая ставка аренды полувагона на споте в марте 2022 года вновь выросла. Причем на эту тему возникли дискуссии, поскольку некоторые эксперты утверждали, что были случаи, когда вагоны клиентам приходилось отправлять по ставке аренды и 8500 руб./сут. Однако опросы операторов в рамках нашего исследования выявили максимальный уровень предельного уровня расценок на споте в 4500 руб./сут. Подробности в обзоре «Парадоксы колеса и рельса».
Весна поменяла тренды железнодорожной погрузки. Зимний рост сменился спадом. Слишком уж бурно развивались события в марте текущего года.
Он, собственно, стал для РЖД месяцем перемен.
За январь – март 2022 года на РЖД было погружено 307,9 млн т грузов, что на 0,2% больше, чем за аналогичный период 2021-го. И если январь показал позитивную динамику погрузки, то в феврале она замедлилась, а в марте сеть уже не удержалась от ухода вниз (до -2,4%). Это произошло из-за хорошо известных всем событий. Прежде всего они потянули вниз перевозки угля и нефти, а также ряда других номенклатур. Правда, в марте на железных дорогах, судя по данным ОАО «РЖД», постарались усилить адресную работу с грузополучателями для увеличения среднесуточной выгрузки вагонов, чтобы как-то поспособствовать улучшению обстановки на сети. Насколько это получилось – в статье «Тревожный месяц март».
В начале марта о приостановке российских перевозок сообщали крупнейшие контейнерные линии – Maersk, MSC, CMA CGM и Hapag-Lloyd. На долю только трех из них приходилось 50–60% оборота контейнеров. В апреле о запрете на заходы российских судов в свои порты сообщили также ряд стран ЕС: Болгария, Италия, Бельгия, Румыния и Эстония. Уход из России мировых контейнерных линий оценивается в потерю на рынке до 300–500 тыс. TEU. Пока контейнерные перевозки продолжают свой рост, но уже в краткосрочной перспективе и операторы, и грузоотправители ожидают дефицита контейнерного парка. Как сообщают участники рынка, пока падение не столь велико, потому что еще продолжается вывоз тех контейнеров, которые скопились в РФ, в том числе принадлежащих Maersk, MSC, CMA CGM, и завоз тех грузов, которые скопились в европейских портах. До конца апреля линии планируют вывезти все свои контейнеры. И уже в II квартале падение будет критическим. Каковы варианты решения проблемы – в материале «Контейнеры: дефицит близко».
Порожние пробеги вагонов – проблема, знакомая каждому, кто занимается грузоперевозками по железной дороге. Причин этому может быть много. Но одна из основных – разнообразие перевозимых грузов и, как следствие, разнообразие необходимого для этого подвижного состава. В идеале вагон, прибывая из точки A
в точку B, должен получить новый груз и отправиться в точку С. Однако подходящий груз есть далеко не всегда. В итоге вагоны отправляются пустыми на другие станции погрузки или стоят в ожидании груза, принося убытки вместо прибыли.
Сегодня у всех участников рынка наконец появилась возможность решить эту проблему. Вагон модели 11-2151, совместно разработанный АО «Алтайвагон» и ООО «ИнтерТрансКарго», – это многофункциональная конструкция грузоподъемностью 93 т, позволяющая перевозить большое разнообразие грузов. О преимуществах конструкции – в материале «Инновационные перевозки: три типа грузовых вагонов в одном».
В условиях ограничений перевозок со странами ЕС растет спрос на транспортировку в сторону Дальнего Востока, однако переориентация грузопотоков сулит немало сложностей. Вопрос в первую очередь в том, насколько справится с нагрузкой терминальная и припортовая инфраструктура ввиду еще большего смещения
на это направление экспортно-импортного трафика.
Порты Дальнего Востока наряду с сухопутными погранпереходами становятся ведущим каналом внешнеторговых связей с Китаем. Их роль оттеняют сегодня проблемы с доставкой грузов в гавани Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов, с которыми прежде работали крупные западные операторы, выступившие против политики РФ по отношению к Украине. К началу апреля из примерно 20 основных международных контейнерных линий, которые имели судозаходы в РФ, ушло 14, контролировавших 70–80% грузооборота в сегменте перевозок контейнеров. Наибольшие потери понесли терминалы Северо-Запада. Подробнее в статье «Корабли меняют гавани».
В ОАО «РЖД» вновь наметилась брешь в бюджете. И компания пытается ее заполнить за счет индексации тарифа. Вопрос в том, выдержат ли предложенную схему повышения клиенты, которым государство, с одной стороны, обещает поддержку, а с другой – вынимает солидные суммы на подмогу железнодорожному холдингу.
Перевозчик просил в II квартале 2022 года проиндексировать тариф на 11,7%, в III квартале – на 18%, в IV квартале – на 20% и в I квартале 2023-го – на столько же, что и в предыдущем. Только в варианте, озвученном антимонопольщиками, сокращен срок действия поквартальной индексации (убран I квартал будущего года) и приведены несколько иные показатели: в II квартале 2022-го индексация вместо нынешнего базового уровня (+5,8%) указана на уровне +10,2% к уровню прошлого года, в III квартале – 21,9% и в IV квартале – 24,8%. Все это в сумме должно было бы пополнить бюджет ОАО «РЖД» в 2022 году на 115,5 млрд руб. Хватит ли этих мер для поддержки отрасли – читайте в материале «Тариф, о котором спорят».